Чем смазывать катушку для спиннинга: пошаговое руководство

Смазка для катушки спиннинга, техническое обслуживание.

Какие бывают типы конструкций

В продаже есть 3 вида:

  • инерционные;
  • безынерционные;
  • мультипликаторные.

Каждый из видов отличается рабочим механизмом, способом применения, а значит, и стоимостью:

  • Инерционные. Имеют простой состав деталей, поэтому самые дешевые. У многих моделей нет тормозного механизма, который бы не допускал лишний сход лески. Из-за этого барабан катушки во время заброса нужно регулировать вручную пальцем.
  • Безынерционные. Считаются универсальными для спиннингового удилища любого типа. Имеют тормоз – фрикцион (передний либо задний). Есть шпуля разной вместительности. Сложное устройство требует постоянного ухода, поэтому катушку нужно смазывать хотя бы 2 раза за сезон.
  • Мультипликаторные. Многие бывалые рыболовы относят эту катушку для спиннинга к наиболее надежным. Утверждая, что это вариант модернизированной инерционной. Оснащена системой передач (3–7). Передаточное число сигнализирует, какое количество оборотов совершает шпуля за 1 оборот ручки.

Что касается производителей, то наибольшим спросом пользуются катушки:

Интересно! Среди рыбаков безынерционка получила второе название – «мясорубка», за схожесть по внешнему виду.

Зачем смазывать катушку?

Во время эксплуатации внутрь катушки неизбежно попадает пыль, грязь, а иногда вода и песок. Эти примеси ухудшают работу катушки, а со временем стачивают зубцы шестеренки и катушка приходит в негодность.

Проводить ТО нужно регулярно: перед началом сезона, а если ведется интенсивная рыбалка с использованием одной и той же снасти – то и в середине сезона тоже. Это несложное в исполнении правило позволит значительно продлить «жизнь» катушки и улучшить качество ее работы.

Не стоит ждать сильного ухудшения работы катушки, то есть проводить смазывание «по факту» нарушений. Скорее всего, катушке это уже не поможет.

Внеплановый разбор и смазку необходимо проводить, если катушка упала в воду или песок. Продолжать эксплуатировать ее без проведения ТО нельзя – это значительно сократит срок службы.

Данный тип устройства наиболее уязвим к загрязнениям, брызгам воды из-за этого требует более частой чистки и смазки.

Срок службы мульта также должен быть в разы выше, чем для безынерционных устройств.

При обработке подшипников качественная смазка образует прочный тонкий слой, что гарантирует работоспособность катушки даже при повышенных нагрузках.

Рыбаки относят к надежным брендам смазок те же, что и производят катушки:

Подробные рекомендации по обработке различных моделей мультипликаторов вы сможете найти на официальных сайтах компаний, инструкциях по эксплуатации катушки.

Смазка катушки – это неотъемлемый этап тщательной подготовки к рыболовному сезону, гарантия полноценной и бесперебойной работы механизма. Как результат, успешный процесс поимки рыбы без повреждения и замены оснастки.

Процесс подготовки (материалы, инструменты)

При подготовке важно правильно выбрать рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено, чтобы получилось отчетливо рассмотреть состояние всех деталей механизма и не допустить ошибку при разборке.

Из материалов, инструментов понадобятся:

  • крестовая, плоская отвертка;
  • гаечные ключи номер 8–10, 12–14;
  • пинцет;
  • ватные палочки, зубочистки;
  • кисточки небольшие или мягкая щетка (для чистки мелких деталей);
  • маленькие пассатижи;
  • иголка от медицинского шприца (для удобства вскрытия подшипников);
  • бензин и емкость для него (для промывки деталей);
  • смазка для безынерционной катушки.

Когда этап подготовки завершен, стоит приступать к разборке и чистке устройства.

Что подготовить?

Непосредственно перед ТО катушки желательно подготовить все необходимое и оборудовать рабочее место. Оптимальные условия: яркий свет и светлое покрытие стола – так даже самые мелкие детали будут заметнее.

Для проведения ТО катушки понадобятся:

  • небольшой лоскут мягкой ткани;
  • отвертки;
  • гаечный ключ;
  • небольшие деревянные палочки (можно использовать зубочистки);
  • бензин (желательно для зажигалок — его запах менее выражен);
  • масло для смазки;
  • маркер;
  • пинцет;
  • тонкая кисточка (для смазки деталей);
  • стеклянная емкость.

Пошаговая разборка

Разборка механизма проводится в следующей последовательности:

  1. Снимается шпуля. Отворачивается ручка.
  2. Втулка, на которой стоят регулировочные шайбы, подшипник снимается с помощью деревянной палочки. Причем важно резиновое колечко-стопор снять не до конца, приподнять подшипник и вытянуть шплинт.
  3. Отверткой откручивают стопорный болт, гайку гаечным ключом – извлекают ротор.
  4. Откручивают болты игольчатого подшипника (крышки обгонной муфты).
  5. Все детали аккуратно снимаются, выкладываются по порядку.
  6. Игольчатый подшипник, муфту тщательно протирают тканью от старого масла.
  7. Отверткой откручиваем пыльники. Крышку катушки снимаем.
  8. Основные шестеренки отмечаем маркером, чтобы не перепутать местами при сборке.
  9. Пинцетом вытягиваем главную шестеренку, стоп-коробку. Выкручиваем болт, что крепит каретку к оси. Пинцетом снимаем каретку.
  10. Вынимаем свободную ось, другую шестерню, червяка.

На этом процесс разборки можно считать завершенным.

На заметку! С удалением старой смазки отлично справляется бензин. Поэтому детали укладываются в емкость и заливаются бензином на какое-то время.

В то время как детали откисают, следует заняться чисткой корпуса. Для этого деревянную палочку обматывают тканью и аккуратно проходятся по всей поверхности.

Отмытые детали высушивают. Собираем в обратной последовательности:

  1. вставляем червяка;
  2. основную шестерню;
  3. ось;
  4. каретку и ее стопор;
  5. фиксируем элементы скобой-стопором.

Теперь спиннинговую катушку можно смазывать.

Технология смазки

Основное внимание нужно уделить обработке основной пары шестерни. Проследить, чтобы вещество распределилось на поверхности равномерно. Для этого шестерню лучше прокрутить несколько раз. Делать это нужно прямо перед установкой.

Подшипник лекоукладывателя тоже не стоит оставлять без внимания. Во время рыбалки он засоряется чаще, чем какой-либо другой элемент катушки. А значит, требует смазки чаще. Для устройств, где он закрыт с одной стороны – каждый рыбак мажет по мере необходимости, в полностью закрытом подшипнике – заложена заводская смазка и другая не требуется.

Важно! Завершающим этапом смазки считается обработка шарниров дужки, что находятся на роторе снизу ролика лесоукладывателя.

Бюджетный вариант – канифоль, которой после очистки элементов натирают поверхность фрикциона. Альтернатива – купить водостойкую смазку густой консистенции.

Как продлить срок службы катушки для спиннинга?

Всем хорошо известно, что срок службы рыболовных снастей зависит от того, как мы к ним относимся и как за ними ухаживаем. Открытые безынерционные катушки – среди самых дорогих и важных инструментов современного спиннингиста. В этой статье я расскажу, как избежать поломок и продлить срок эксплуатации безынерционных катушек.

Какие поломки наиболее часто происходят у безынерционных катушек для спиннинга по причине неумелого обращения, и каковы пути предотвращения этих поломок?

Предлагаю разделить все поломки на 2 группы: появляющиеся при небрежном хранении и транспортировке и являющиеся результатом ненадлежащего обращения в процессе рыбалки. Чаще всего ломаются механизм возврата дужки лесоукладывателя (фото 1), дужка лесоукладываеля (фото 2) и рукоятка катушки (фото 3).

Что касается рукоятки, то совет тут один – избегать ударов по этой детали. При перемещении со снастью с одного места рыбалки на другое – ручку катушки желательно сложить, а на катушку надеть неопреновый чехол. Если этого не предпринять, то удар через ручку может передаться на ведущую шестерню и вызвать скол или смещение зубьев ведущей шестерни, а при работе катушка будет издавать характерный рычащий звук. Если удар был несильный и деформации небольшие, то через некоторое время ведущая шестерня “приработается” – и катушка не будет издавать никаких посторонних звуков – это проверено практикой.

Дужку лесоукладывателя также нужно предохранять от ударов или давления каких-либо предметов. Во-первых, она может деформироваться или даже сломаться от сильного удара (менее подвержены деформации полые дужки лесоукладывателя (фото 4), но если уж тут деформация произошла, то ее почти стопроцентно не устранить, с обычными же дужками варианты возможны, хотя и тоже не всегда). А, во-вторых, удар по дужке или продолжительное, пусть и несильное, давление на нее, может привести к поломке механизма возврата дужки лесоукладывателя, потому что при деформации дужки направляющие, которыми она крепится к ротору, расходятся в стороны – и механизм возврата дужки перестает работать должным образом. Это выражается в следующем: дужка не доходит до конца в положение “намотка лески”, либо она не фиксируется с ярко выраженным щелчком в положении “заброс”.

Вышеописанные неприятности подстерегают тех, кто небрежно относится к катушке при транспортировке снастей на водоем. На этом список поломок по вине пользователей не заканчивается. А теперь о том, что происходит с катушкой при небрежном обращении на рыбалке.

Мне приносили на ремонт катушки с полностью изношенными ведущей и ведомой шестернями. Так “укатать” шестерни возможно, если искупать катушку, а потом в течение нескольких лет даже не задумываться о том, все ли в порядке с механизмом. Больше всего механизм катушки изнашивается не от нагрузок, а от работы всухую, т. е. без смазки, либо с очень старой смазкой, которая содержит очень много металлических частиц – продуктов износа шестерен. Замена же изношенной главной пары шестеренок обойдется вам в 20 – 25% стоимости катушки.

Конечно, не всегда рыболовы намеренно макают свои катушки в воду – порой даже сильный дождь не может остановить раздухарившегося рыбака. А потом он не понимает, почему катушка стала хуже работать. Внутренний механизм катушки сам по себе влаги не боится, а вот смазка неизбежно смывается или даже – под действием центробежных сил – слетает с шестерен и других движущихся узлов катушки. При разбавлении водой происходит снижение вязкости и адгезионных свойств смазки. Поэтому после каждой рыбалки желательно проверять – не потекла ли смазка. Просто снимите шпулю и посмотрите – не покрыт ли шток (ось на которую одевается шпуля) черным маслянистым налетом. В случае обнаружения такого явления придется подвергнуть катушку профилактической чистке и смазке. Но не только вода снижает срок эксплуатации катушки. Главные враги механизма – песок и другие абразивные частицы. Особенно чувствительны к мелкому абразиву шарикоподшипники, даже закрытого типа (фото 5, а). В течение нескольких рыбалок после попадания абразива внутрь катушки, особенно если катушка действительно работает с солидными нагрузками (например, происходит частое вываживание крупной рыбы), шарикоподшипники могут выйти из строя. Замена же изношенных подшипников влетит вам в копеечку (стоимость одного высококачественного шарикоподшипника – они, как правило, японские – колеблется от 300 до 800 рублей – в зависимости от размера и назначения).

Самым чувствительным является шарикоподшипник, установленный в ролике лесоукладывателя (фото 5, б) – в силу своего небольшого размера. Особенно это актуально для катушек фирмы Daiwa, исключая последние модели премиум-класса. Чистку и смазку этого узла нужно проводить регулярно. Если вы услышали свист, шелест или другие посторонние звуки при вращении ролика лесоукладывателя, то после рыбалки следует разобрать этот ролик и подвергнуть его чистке и смазке. В случае если чистка данного узла не проводилась очень долго, лучше не пытаться смазывать механизм ролика, особенно жидкой смазкой. Просто может произойти так, что, нанеся жидкую смазку в избытке, вы “убьете” шарикоподшипник, потому что избыток жидкой смазки вымоет всю грязь из узла ролика, которая и попадет в сам подшипник. В такой ситуации требуется разобрать ролик лесоукладывателя (фото 6), провести сначала сухую чистку, а потом уже, после полного удаления всех абразивных частиц, смазать шарикоподшипник.

Ведущая (фото 7, а) и ведомая (фото 7, б) шестерни также подвергаются износу при попадании абразивных частиц на рабочие поверхности. Только заметить такой износ удается не через 2-3 рыбалки, а через сезон-другой эксплуатации. Выражается это увеличением люфтов, свидетельством чего служит характерный рык, с которым катушка вращается. В этом случае смазка не поможет, придется обращаться за помощью к мастеру.

При попадании абразивных частиц внутрь фрикционного тормоза фрикционные шайбы изнашиваются преждевременно. Конструкция этого узла такова, что часть шайб изготовлена из фетра (фото 8, а) или углепластика, а другая часть – из металла (фото 8, б), при этом металлические и фетровые (в дорогих моделях – углепластиковые) чередуются. Частицы абразива, извне попадая между фрикционными шайбами, многократно ускоряет их износ. Заметит износ шайб можно по появлению из-под гайки, регулирующей усилие фрикционного тормоза, разрушенных волокон фетра или углепластиковой пыли. Когда фетровые или углепластиковые шайбы разрушаются, почти полностью изнашиваясь, металлические шайбы заклинивает – и шпуля начинает крутиться вместе с гайкой тормоза. Нормально ловить такой катушкой невозможно. Замена фрикционных шайб вам обойдется в пределах 300 – 1000 рублей.

Еще одна распространенная беда – царапины на переднем бортике шпули. У недорогих катушек эту проблему можно попытаться решить с помощью иголки, заглаживая царапины. Если же царапины появились на бортике шпули, покрытом нитридом титана, то, чтобы их загладить, нужно воспользоваться куском войлока, натертом пастой ГОИ. Напыление нитрида титана на бортике имеет очень маленькую толщину, поэтому заглаживать царапины нужно именно вручную, а не с помощью полировочного круга.

Чтобы не повредить запасные шпули к катушке, их нужно хранить надлежащим образом: желательно использовать отдельные чехольчики для шпуль, а если их нет – полиэтиленовые мешочки.

Какова периодичность профилактики катушки для спиннинга?

Если вы пользуетесь катушкой круглогодично, нужно не менее двух раз в год менять смазку – перед летним сезоном и перед зимним. Если же катушка эксплуатируется очень часто (более десятка рыбалок ежемесячно), то лучше, конечно, смазывать ее 4 раза. Или хотя бы показать катушку мастеру, чтобы он определил – требует ли она смены смазки или нет. Даже если катушка используется всего 2-3 раза за год, все равно лучше раз в год менять смазку, т.к. она представляет собой смесь, которая со временем может расслаиваться и терять часть своих полезных свойств.

Какие смазки следует использовать для катушек для спиннинга?

Лучше всего пользоваться специальными смазками для катушек. Такие производятся, например, фирмами Shimano, Daiwa, ABU Garcia, но возможно применение и автомобильных густых смазок (литола, например) или в качестве жидкой смазки – масла для швейной машинки. Но все же лучше предварительно проконсультироваться со специалистом по ремонту.

Для подшипников следует использовать только жидкую смазку (на тюбике или аэрозольном баллоне может быть написано “reel oil”). Для остальных вращающихся узлов (ведущей и ведомой шестеренок, кривошипно-шатунного механизма или “бесконечного винта” и т.д.) пользуйтесь густой или густеющей смазкой (на упаковке может быть написано “reel grease” или “reel lube”).

Но, вообще-то, если подшипник выглядит чистеньким и катушка у вас высококачественная, от известных производителей, то не надо его трогать вовсе – не промывать, не смазывать (особенно, если он закрытый) – тогда вы его точно не загубите и он “переходит” и саму катушку.

При покупке смазки следует обращать внимание на срок ее годности. Комплект смазок от Shimano – пара аэрозольных баллонов, один – с густеющей консистентной (фото 9, а), а другой – с жидкой смазкой (фото 9, б) – особенно подойдет любителям зимнего спиннинга (не одним мной проверено), потому что данная смазка прекрасно работает даже при температуре воздуха минус 15°С. Что касается всех других консистентных смазок, специально не предназначенных для катушек, то бытует мнение, что не следует такими пользоваться. Это не совсем так, и если вы хорошо знаете свойства используемых вами смазок и уверены в их пригодности для катушки, то вряд ли катушка пострадает от такой смазки.

В каких случаях катушка должна немедленно пройти профилактику?

При попадании внутрь механизма катушки воды или абразивных частиц – обязательно следует провести чистку катушки и замену смазки. Внимание! Если вы не уверены, что сможете самостоятельно разобрать, а потом собрать катушку в соответствии с ее кинематической схемой, пусть лучше это сделает мастер по ремонту катушек. Нижеперечисленные рекомендации справедливы для недорогих и средних по цене катушек, дорогие же модели рациональней сразу отнести квалифицированному мастеру.

Для того чтобы почистить катушку ее надо разобрать. В качестве примера возьмем катушку от Shimano – Ultegra СЗООО SR с передним фрикционным тормозом. Сначала необходимо снять шпулю, открутить заглушку ручки (фото 10), выкрутить винт (фото 11), фиксирующий ручку, и вынуть саму ручку. Шпулю, гайку фрикционного тормоза, ручку с фиксирующим ее винтом и заглушкой отложить в сторону, потому что в смазке эти детали не нуждаются, хотя протереть их ваткой, смоченной в растворителе, не помешает. Чтобы не запутаться при сборке, следует раскладывать крепеж на отдельных листах белой бумаги с соответствующими пометками (окончательно это должно выглядеть, как на фото 12). Далее открутите винтик (фото 13, а), фиксирующий гайку (фото 13, б), которая фиксирует ротор (чашку лесоукладывателя). Снимите ротор (фото 14). Открутите винты, фиксирующие обгонную муфту, снимите муфту (фото 15) и отложите ее к ручке и шпуле. Категорически не рекомендую промывать муфту растворителем и наносить туда смазку. Сняв крышку корпуса катушки, нанесите специальным маркером для рисования на стекле и пластмассе тонкие риски (фото 16, 17) на ведущую и ведомую шестерни чтобы отметить положение шестерен друг относительно друга до разборки катушки. Это необходимо сделать потому, что в процессе работы шестерни “прикатываются” друг к другу. Если же риски не будут нанесены, то шестерни встанут произвольно и подвергнуться износу в процессе дальнейшего “прикатывания”.

Разберите внутренний механизм и поместите его детали, требующие удаления старой смазки, в пластиковую или эмалированную емкость (фото 18) такой глубины, чтобы растворитель смог покрыть все детали, и залейте растворителем (бензином, керосином). Лучше всего использовать высокоочищенный бензин, который продается в магазинах строительных материалов и бытовой химии под названием “Галоша”. Закройте емкость крышкой, содержимое перемешайте равномерными круговыми движениями до полного удаления с деталей катушки остатков старой смазки и посторонних загрязнений, лучше помочь этому процессу зубной щеткой. После чего детали катушки выложите на лист бумаги для дальнейшей сушки, а после полного испарения растворителя можно уже нанести смазку на поверхность всех вращающихся деталей. Смазка должна быть равномерно распределена тонким слоем по поверхности детали. Проще всего нанести специальную смазку из аэрозольного баллона, которая через некоторое время загустевает. Такую смазку выпускают фирмы Shimano, Daiwa и другие. Преимущество такой смазки перед изначально густой заключается в ее проникновении в те места механизма катушки, которые недоступны без разборки. При загустевании на рабочей поверхности детали образуется тонкий слой смазки.

Как следует относиться к катушке в процессе хранения и транспортировки?

К транспортировке следует относиться с большим вниманием. Половина поломок возникает из-за нежелательных механических воздействий, возникающих в процессе транспортировки. Для обеспечения нормальной работы катушки желательно, чтобы катушка была помещена в чехол из плотного толстого материала (например, упругого неопрена), а уже этот чехол был помещен в какую-либо пластиковую емкость или специальный твердый футляр для катушки. Вместо неопрена можно использовать любую толстую и плотную не ворсящуюся материю. Некоторые рыболовы помещают катушку в матерчатый чехол, после чего заворачивают этот чехол в какую-нибудь старую вязанную шапку, а затем помещают запеленатую таким образом катушку в пластиковый контейнер для пищевых продуктов. И правильно делают!

На рыбалке, когда вы не пользуетесь катушкой, желательно защитить катушку чехлом. Во-первых, при случайном падении чехол смягчит удар, а во-вторых, меньше грязи будет попадать в катушку. Если вы рыбачите в таких местах, где песчаные почвы и регулярно дует ветер, желательно упаковывать катушку в чехол, непроницаемый для частиц песка.

Что касается хранения, то после рыбалки желательно просушить катушку, оставив на 2 – 3 часа в открытом виде в недоступном для маленьких детей и домашних животных месте.

Соблюдая эти несложные правила профилактики, хранения и транспортировки катушки, вы избавите себя от лишних расходов, а катушка будет радовать вас хорошей работой долгое время.

И в заключение – еще один нюанс: мы с вами занимались продлением срока службы катушки, а не пытались достичь, чтобы она крутилась “от дуновения ветерка”. И если катушка не смазывалась пару сезонов, а после переборки заработала чуть туже, появился какой-то рычок в механизме, то криминала в этом никакого нету, и это исчезнет уже на второй-третьей рыбалке. С другой стороны, я могу привести примеры, когда люди, восхищаясь легкостью хода своей катушки, на протяжении нескольких лет не меняли в ней смазку, боясь лишится этого плавного хода. А потом приходилось заказывать новую ведущую шестерню либо шток- так они были изношены, хотя ход при этом был изумительным.

Смазка катушек для спиннинга

7 минут Автор: Игорь Карпов 0

Правильная и бесперебойная работы катушки – гарантия качественного функционирования удилища. Это один из важнейших элементов оснастки. Поэтому при подготовке к новому рыбацкому сезону отдельное внимание нужно уделить ее чистке и смазке.

Смазка для рыболовных катушек бывает различного наполнения, за счет чего подбирается индивидуально исходя из вида устройства. Но сама технология процесса имеет схожие этапы. Рассмотрим подробнее основные особенности смазки спиннинговых катушек.

Какие бывают типы конструкций

В продаже есть 3 вида:

  • инерционные;
  • безынерционные;
  • мультипликаторные.

Каждый из видов отличается рабочим механизмом, способом применения, а значит, и стоимостью:

  • Инерционные. Имеют простой состав деталей, поэтому самые дешевые. У многих моделей нет тормозного механизма, который бы не допускал лишний сход лески. Из-за этого барабан катушки во время заброса нужно регулировать вручную пальцем.
  • Безынерционные. Считаются универсальными для спиннингового удилища любого типа. Имеют тормоз – фрикцион (передний либо задний). Есть шпуля разной вместительности. Сложное устройство требует постоянного ухода, поэтому катушку нужно смазывать хотя бы 2 раза за сезон.
  • Мультипликаторные. Многие бывалые рыболовы относят эту катушку для спиннинга к наиболее надежным. Утверждая, что это вариант модернизированной инерционной. Оснащена системой передач (3–7). Передаточное число сигнализирует, какое количество оборотов совершает шпуля за 1 оборот ручки.

Что касается производителей, то наибольшим спросом пользуются катушки:

Когда и для чего нужна смазка

В середине механизма находятся конические и другие типы шестеренок, зубчики которых при вращении ручки начинают стыковаться между собой и приводят устройство в рабочее состояние.

В процессе эксплуатации туда попадет песок, земля, вода, что постепенно затрудняет ход механизма, ускоряет износ, приводит к коррозии металлических деталей. Поверхностно такие загрязнения незаметны и требуют разборки конструкции для чистки.

Опытные рыбаки всегда смазывают следующие детали:

  • подшипники;
  • зубцы шестеренок;
  • толкатель;
  • шток;
  • крышки, втулки;
  • пружины;
  • рычаг стопора;
  • ролик лескоукладывателя;
  • уплотнения.

Чтобы правильно организовать уход за катушкой, необходимо придерживаться таких советов:

  • Стараться не допускать попадания внутрь механизма песка, воды.
  • Крепить катушку вплотную к удилищу.
  • Беречь от повреждений, ударов.
  • Транспортировать в прочном защитном чехле.
  • Не стоит забывать при хранении ослаблять рычаг фрикциона, чтобы прокладки не деформировались.

Внеплановую чистку и смазку необходимо проводить в случае, когда катушка упала в воду либо долго лежала в песке.

Виды смазок

Выпускаются с различным составом:

  • минеральная;
  • синтетическая пластичная;
  • силиконовая и другие.

Выбор зависит от устройства и материала самой катушки.

Кроме того, качественная смазка должна соответствовать ряду требований:

  • Быть устойчивой к воздействию влаги, перепаду температур.
  • Ингредиенты должны быть совместимы с материалами на металлической, пластмассовой основе.
  • Отсутствие любого запаха. В противном случае – это будет отпугивать рыбу.
  • Несмываемость водой.
  • Легкость вращение закрытых подшипников и других узлов.

Минеральные средства хоть стоят недорого, но имеют больше недостатков, чем преимуществ:

  • при морозе загустевают;
  • на пластмассу действуют разрушительно;
  • вытекает из деталей;
  • имеет неприятный запах.

Зачастую для использования в домашних условиях рыбаки берут и обычное машинное масло либо солидол. Но добиться качественного ухода и продления срока службы с применением этих веществ точно не получится.

По плотности консистенции смазка бывает двух видов:

  • Густая. Применяется для смазки шестеренок, подшипников.
  • Жидкая. Ей получится смазать ротор, вал катушки.

Чтобы добиться оптимального эффекта и вещество не вытекало либо не затрудняло ход механизма, густую смазку смешивают с жидкой.

К универсальным средствам относят и продукт торговой марки EFELE. Произведена на основе полиальфаолефина, литиевого мыла. Можно смазывать катушку любого типа. Выполнена в форме аккуратного дозатора. Отлично переносит перепады температур от – 50 до +120 градусов, не меняя консистенцию. Не имеет запаха. Влагоустойчива.

Поэтому, раздумывая над тем вопросом, чем смазать катушку для спиннинга, стоит обратить внимание на этот продукт. Его хватит для неоднократного применения, а благодаря удобной упаковке – не займет много места в рыбацком чемодане.

Процесс подготовки (материалы, инструменты)

При подготовке важно правильно выбрать рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено, чтобы получилось отчетливо рассмотреть состояние всех деталей механизма и не допустить ошибку при разборке.

Из материалов, инструментов понадобятся:

  • крестовая, плоская отвертка;
  • гаечные ключи номер 8–10, 12–14;
  • пинцет;
  • ватные палочки, зубочистки;
  • кисточки небольшие или мягкая щетка (для чистки мелких деталей);
  • маленькие пассатижи;
  • иголка от медицинского шприца (для удобства вскрытия подшипников);
  • бензин и емкость для него (для промывки деталей);
  • смазка для безынерционной катушки.

Когда этап подготовки завершен, стоит приступать к разборке и чистке устройства.

Пошаговая разборка

Разборка механизма проводится в следующей последовательности:

  1. Снимается шпуля. Отворачивается ручка.
  2. Втулка, на которой стоят регулировочные шайбы, подшипник снимается с помощью деревянной палочки. Причем важно резиновое колечко-стопор снять не до конца, приподнять подшипник и вытянуть шплинт.
  3. Отверткой откручивают стопорный болт, гайку гаечным ключом – извлекают ротор.
  4. Откручивают болты игольчатого подшипника (крышки обгонной муфты).
  5. Все детали аккуратно снимаются, выкладываются по порядку.
  6. Игольчатый подшипник, муфту тщательно протирают тканью от старого масла.
  7. Отверткой откручиваем пыльники. Крышку катушки снимаем.
  8. Основные шестеренки отмечаем маркером, чтобы не перепутать местами при сборке.
  9. Пинцетом вытягиваем главную шестеренку, стоп-коробку. Выкручиваем болт, что крепит каретку к оси. Пинцетом снимаем каретку.
  10. Вынимаем свободную ось, другую шестерню, червяка.

На этом процесс разборки можно считать завершенным.

В то время как детали откисают, следует заняться чисткой корпуса. Для этого деревянную палочку обматывают тканью и аккуратно проходятся по всей поверхности.

Отмытые детали высушивают. Собираем в обратной последовательности:

  1. вставляем червяка;
  2. основную шестерню;
  3. ось;
  4. каретку и ее стопор;
  5. фиксируем элементы скобой-стопором.

Теперь спиннинговую катушку можно смазывать.

Технология смазки

Основное внимание нужно уделить обработке основной пары шестерни. Проследить, чтобы вещество распределилось на поверхности равномерно. Для этого шестерню лучше прокрутить несколько раз. Делать это нужно прямо перед установкой. При монтаже не забываем про метки – важно, чтобы шестерни совместились идеально без малейшей погрешности.
После этого корпус катушки закрывают крышкой.

Подшипник лекоукладывателя тоже не стоит оставлять без внимания. Во время рыбалки он засоряется чаще, чем какой-либо другой элемент катушки. А значит, требует смазки чаще. Для устройств, где он закрыт с одной стороны – каждый рыбак мажет по мере необходимости, в полностью закрытом подшипнике – заложена заводская смазка и другая не требуется.

Бюджетный вариант – канифоль, которой после очистки элементов натирают поверхность фрикциона. Альтернатива – купить водостойкую смазку густой консистенции.

Особенности ухода за мультипликаторными катушками

Данный тип устройства наиболее уязвим к загрязнениям, брызгам воды из-за этого требует более частой чистки и смазки.

Срок службы мульта также должен быть в разы выше, чем для безынерционных устройств.

При обработке подшипников качественная смазка образует прочный тонкий слой, что гарантирует работоспособность катушки даже при повышенных нагрузках.

Рыбаки относят к надежным брендам смазок те же, что и производят катушки:

Подробные рекомендации по обработке различных моделей мультипликаторов вы сможете найти на официальных сайтах компаний, инструкциях по эксплуатации катушки.

Смазка катушки – это неотъемлемый этап тщательной подготовки к рыболовному сезону, гарантия полноценной и бесперебойной работы механизма. Как результат, успешный процесс поимки рыбы без повреждения и замены оснастки.

Чем смазывать катушку для спиннинга: пошаговое руководство

В эксплуатации катушек, как любого механизма, одна из самых важных тем – СМАЗКА. Много разных перебирал в своё время, собирал информацию по смазкам. Немного выложу на рассмотрение – может кому пригодиться. У меня этого добра в компьютере уже целая электронная книга. 🙂 Только ничего мне это толкового не дало. Конкретного. Всё надо пощупать руками и опробовать в ролике и в дождь. То что я отобрал, как более-менее достойное внимания:

– ТОМФЛОН СК 170 (от -60°C до +170°C): Высокотемпературная (морозостойкая) PTFE смазка, специально разработанная в качестве альтернативы смазке ЦИАТИМ-221. Обладая всеми достоинствами ЦИАТИМ-221 (хорошая морозостойкость и инертность по отношению ко всем типам резины и пластикам), смазка ТОМФЛОН СК170 характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (не впитывает влагу (. ) ).

Все требуемые параметры, только не знаю вязкость. Мне эти забубенные цифры не о чём не говорят. Далее:

– смазка ЦИАТИМ-221F является фторированным вариантом смазки ЦИАТИМ-221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ-221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза повышает срок службы подшипников и других механизмов. Кроме того, смазка ЦИАТИМ-221F характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (. ) (не впитывает влагу) . Особенно эффективно использовать смазку ЦИАТИМ-221F в подшипниках в условиях агрессивной среды при повышенных или переменных нагрузках. Кроме того, благодаря формирующейся на поверхности пар трения микронной PTFE плёнке значительно снижается шум и вибрация (. ). Температурный режим эксплуатации смазки ЦИАТИМ-221F от – 60°C до + 160oC.

Можно сказать что идеал. Брендовая Шимано отдыхает. Россия рулит. 🙂 И цена божеская – не 800 рябчиков. Ещё вот пост из рыболовного форума:

Силиконовые смазки для оргтехники. “Силиконовая Смазка СИ-180” . “Силиконовое масло ПМС 200” и т.д.. Плюсы:
1) Стоят по 20-30 рублей за тюбик, которого хватает на 3-4 смазки.
2) Есть и густые и очень густые и средние и жидкие и совсем жидкие. На любой вкус.
3) Инернтые. Ни вступают ни в какие взаимодействия с пластмассами, резиной и прочей лабудой.
4) Рабочая температура – от минус 50 до плюс 150.
Смазываю уже второй год, в первое время – с постоянным контролем за смазкой и шестернями. В способности не вытесняться с рабочих поверхностей и в плавности хода по сравнению с фирменной шимановской- не вижу никакой разницы!

Пример одной из промышленных силиконовых смазок чисто для подшипников. Тоже неплоха, ИМХО конечно. :

Силиконовая смазка с тефлоном для длительной эксплуатации. OKS 1148. Силиконовая смазка с тефлоном (ПТФЭ, PTFE) для подшипников, от которых требуется малое сопротивление вращению в начале работы при низких температурах и которые подвергаются далее действию температур от +150С до 200С. Силиконовая смазка с тефлоном отлично противостоит воздействию пара, животным, растительным и минеральным маслам, также как парам кислот.

Силиконовых смазок очень много и из них можно выбрать подходящую для нас по всем параметрам и недорогую. Выше привёл только одну для примера. Абсолютно равнодушна к воде – главный плюс. Ну и т.д.. Только одно не доступно – как они себя ведут в шарикоподшипнике ролика лесоукладывателя. Забыли видать написать в анотации к смазкам. :)) Надо самому теститровать.

Есть ещё ШРУС, который часто упоминают в форумах. Но вот какой пост мне однажды попался там же:

Из фака к смазкам: Шрус 4-Литиевая смазка с содержанием дисульфида молибдена не менее 10%. Cрок хранения 5 лет. MoS2 (дисульфид молибдена)- очень уникальная вещь, которая держит громадные нагрузки в узле трения.

Но, только наивный человек может лить молибден себе в двигатель. Ведь прозевал чуть-чуть момент замены масла и двигателю каюк. Почему? Потому что продукты окисления дисульфида молибдена состоят из окиси молибдена (MoO3), обладающей высокой абразивностью и серы – коррозионно-опасного агента. Очень наглядно это видно, когда рвётся пыльник на ШРУСе.

ШРУС выходит из строя, не потому, что грязь попала внутрь, а потому, что под воздействием кислорода происходит распад дисульфида. Попадающая влага усугубляет ситуацию, так как при этом образуется серная кислота (H2SO4). Кислота размягчает металл, абразив приводит к износу.

И по этому же поводу, для общей информации и как повод к размышлению. К смазке катушек и инструкциям к катушкам. В подшипники открытого типа, по общим понятиям , закладывается именно густая смазка, а не масло. Масло идёт только как добавка-доливка в закрытые подшипники. И то, даже этого делать не рекомендуется – смазки должно хватить на весь срок службы. Кто нибудь хоть раз мазал подшипники в автомобиле маслом? Сложно представить. А тут почти открытый узел, доступный и воде и всему на свете, вращающийся при скорости до 3000об. в минуту – и жидким маслом. Принятый довод – лёгкость вращения. Но возьмём для примера колесо автомобиля. Что, оно тяжело вращается на весу? Да минут пять может крутится! И нагрузки потяжелее. А смазка густая. Короче повод задуматься тем, кто мажет ролики жиденьким маслецом.

А специальные… Конечно они по сути лучший и правильный вариант, если они у вас есть и вы в ней уверены. Но не могу я представить, что же такого есть свехнавороченного и необычного в смазке Шимано ценой 800р за мизерный тюбик. Можно брать конечно не Шимано. Не шиманой одной поди живы катухи. :)) Есть и в среднем ценовом диаппазоне разнообразные смазки. Но какое там опять же качество? Лично я больше доверю нашему современному ЦИАТИМу, чем какой-то малазийской упаковке с “правильной” подписью “fishing”.

Просмотров: 36287 12.08.2010

Комментарии:

Написано: zagon Дата: 12/08/2010 17:47 Спасибо очень познавательно, тем более скоро предстоит делать ТО катушке. Попробую ЦИАТИМ-221F , ну как я понял она относится к густой смазке, а чем смазываете ролик лесоукладывателя? Силиконовыми смазки для оргтехники “Силиконовая Смазка СИ-180”, “Силиконовое масло ПМС 200” и т.д?
Написано: Serdg Дата: 15/09/2010 12:55 Спасибо Марат. Теперь вообще если чего нужно найти по спиннингу, ищу сначала в твоих постах . От себя добавлю. Всегда беру на рыбалку BD-40 и в случае хорошего купания катухи, промываю ее прям на месте вдшкой, Потом достаточно дома заполнить катушку смазкой. И перед каждым ТО хорошо промываю основные узлы вдшкой. Правда сейчас использую в качестве смазки циатим 201, так как ничего по весне перед рыбалкой не нашел, да так все лето на ней моя Salmo и проработала, только вчера после дождика начала немного подклинивать
Написано: Meller Дата: 08/11/2010 19:41 Какой-то бред юного химика про дисульфид молибдена! Он уже давно используется как антифрикционный материал. И входит в состав, как присадка, почти во все моторные масла! И порванный пыльник в связи с образованием серной кислоты! Бред какой-то! Думаю, в серьёз воспринимать это не нужно! Уберите это из статьи, не пудрите мозги людям. У нас люди и так верят всему наслово. Какой-то придурок считает себя уменее инженеров-химиков ведущих компаний, таких как Shell, Motul, Liqui Moly и пр.
Написано: nikulyan Дата: 25/11/2010 10:27 Марат, вообще-то у “силиконовой смазки с тефлоном для длительной эксплуатации. OKS 1148” температурный диапазон: от -40° до +200° С.
Написано: slavun Дата: 30/11/2010 15:55 Ха-ха-ха. Дисульфиды,кислоты. Пользуюсь”Шрус-4″уже несколько лет.Катухи как часы работают и в жарищу и в холодное время.
Написано: malekk Дата: 15/09/2011 01:46 Вот где бы ее (ЦИАТИМ-221F ) еще купить в Москве в розницу? кто знает?
Написано: Chesterf Дата: 21/11/2011 19:25 Уважаемые знатоки . мне пришлось смазеть катуху силиконовым кремом для рук из за отсутствия каких либо смазок. три рыбалки открутила на славу . вопрос что страшного может произойти
Написано: zanegin71 Дата: 06/12/2011 13:46 долгое время пользовался “шрус-4″и силиконовые, некоторым катушкам более десяти лет , в новые катухи после ТО только фирм. смазки – что-то подсказывает не выдержат они “шрус-4”
Написано: zanegin71 Дата: 06/12/2011 13:59 да многим знакомым делаю ТО – промываю с AOS для посуды – нет запаха бензина дома, а старую смазку смывает не хуже -РЕКОМЕНДУЮ
Написано: edddik Дата: 30/12/2012 01:16 Хорошая смазка для высокоскоростных механизмов, какими и являются рыболовные катушки – kluber isoflex NBU15.
Написано: XD3GER Дата: 02/01/2013 21:33 Навожу на мысль форумчан. В хобби используються различные смазки для мостов, для подшипников радиоуправляемых авто. Качество думаю похлеще шимано и д.р, и всё тот же пресловутый контакт с пластиками ))) ну и цены порядка 100 р
P.S смазки есть высокоскоростные, предназначены для бесколекторных двигателей. Делайте выводы.
Написано: kurachek Дата: 07/03/2013 14:08 Люди ни когда не используйте Шрус для смазки катушек( кроме тех что имеют герметичный корпус, там ее вроде можно использовать), научен на собственном опыте(тоже один умный посоветовал Шрус), после замены на неизношенной катухе Shimano через три рыбалки ей пришла хана(образив действительно образуется) ! А на счет циатим 221F и Томфол полностью согласен с автором, лучшей альтернативы трудно найти(если нет фирменной) .
Написано: bag1978 Дата: 04/05/2013 16:27 сколько раз использовал шрус и ничего.с чего бы из дисульфида получился оксид серы.нужна температура не менее температуры воспламенения серы.это как надо крутить катуху для получения такой реакции.в литол-24 тоже используется литий но он же не образует щелоч.уважаемый автор повторите курс химии и узнаете ,что серу не так то легко вытеснить из сульфидов и десульфидов.и проверьте коробок спичек в кармане а то при ходьбе произойдет описанный вами процесс.
Написано: bag1978 Дата: 04/05/2013 16:30 а в остальном согласен полностью.сильно зазвездились шимано и дайва,у них все супер.
Написано: cooc2 Дата: 09/11/2013 00:06 Да уж ,наверно если нет ничего можно и касторкой пользоватся ,только после каждой рыбалки ТО придется делать .Насколько знаю силиконы только для пластиковых узлов скольжения и качения .Ну а имеющие орудия как тут пишут зазвездившихся , так лейте в мерса отработку тож не сразу дохнет .Ну кто пользовался фирменными и пробовал всякое дерьмо цеотиновое и иное ,знает что металлы применяемые сейчас в передачах сразу окисляются от всяких ново-экспериментов и смазка сразу темнеет после недолгой работы, как будто уже имеет абразивы срабатывания металлов .Да и ход с голодушными смазками совсем не тот .Конечно для бюджетных можно поэкспериментировать ,но покупать ,,вещь,, и экономить на уходе дебилизм какой то. Ситуации бывают разные ,конечно лучше что то чем ничего . Думаю все же лучше временно, если никуда деться, смазать качественным маслом для швейных машин ,ну а если нужна и густая ,то применять и масло и геле-подобные вазелины технические, по крайней мере ,никаких реакций у них между собой не будет .
Написано: tair547 Дата: 28/01/2014 21:46 https://fion.ru/?adv=//www.zarechie.ru/catalogue/lubricants/sea/ms-70.html
Написано: romza Дата: 25/09/2014 13:01 Для смазки безынерционных катушек можно смело использовать белую смазку от LIQUI MOLY Грязеотталкивающая белая смазка Wartungs-Spray weiss !
Написано: romza Дата: 25/09/2014 14:29 LIQUI MOLY Грязеотталкивающая белая смазка Wartungs-Spray weiss.
Защищает и смазывает поверхности
Антикорозия
Нейтрализация ржавчины
Вытесняет влагу
Для смазки цепей
Защищает от трения и снижает износ
Для подшипников
Написано: ARHANGEL152RUS Дата: 31/05/2017 13:18 Прочитал статью, для автомобилиста будет познавательно. Внесу своих 5копеек для общего развития и более точного прояснения.
1)-смазки,в особенности фирм такие как Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Penn и другие выпускают не зря! Вопрос почему и для чего(некоторые задумываются а в чем разница). Вопрос почему и для чего. Все смазки разные(состав,вязкость, цвет) только одно их объединяет продлить ресурс вашей катушки.
2)-смазки предусмотрены для использования цвет металлов(латуни, алюминия, дюраль т.е именно те металлы которые чаще всего встречается в катушках) а не стальных подвижных частей где можно было применить(солидол,циатим,шрус).
3)-поскольку каждый производитель выпускает свою смазку под свои катушки, советую вам использовать именно её. С уважением! P.S писал с телефона и возможны орфографические ошибки
Написано: konstakotov Дата: 19/12/2017 16:16 Archangel, неужели Вы думаете, что Шимано, Дайва или Абу Гарсиа выпускают смазки? Как и Мерседес, Митсубиси или Тойота с Ауди ? Берется, хорошо если, Liqui Moly, и разливается в тюбики и баллончики под своим именем. И продается за 10 цен любителям “только фирменной” смазки. И не дай бог, конечно, смазать Абу Гарсиа смазкой от Дайвы, 100% катушка придет в негодность.
Написано: Schrek85 Дата: 31/01/2018 16:15 Один из немногих адекватных комментариев от konstakotov.
Мерседес еще и диски делает, и кожу на сиденья сам добывает/обрабатывает и пластик производит, и тд и тп
Написано: AlexIgorevich Дата: 24/04/2018 15:27 Смазка для рыболовных катушек EFELE.
1. Подходит для карповых, мультипликаторных катушек, катушек с задним фрикционом, катушек с передним фрикционом.
2. Работает в диапазоне температур -50. +120 °С, то есть подходит как для летней, так и для зимней рыбалки.
3. Обеспечивает плавную и тихую работу катушек.
4. Не смывается водой.
5. Не имеет запаха.
6. Не разрушает пластмассовые и резиновые детали

Очень достойный вариант по соотношению цена/качество

Чем смазать катушку для спиннинга

Ничего нет вечного — в рыбацких принадлежностях это утверждение справедливо, прежде всего, в отношении механизма сматывания лески, а чтобы продлить его безотказную работу, необходимо знать, чем смазать катушку для спиннинга. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо для начала ознакомиться с конструктивными особенностями этих устройств и с маслами, применяемыми для технического обслуживания.

Когда придет понимание сути вопроса, тогда уже можно будет приступить к осуществлению практических действий по приведению прибора в должное инженерное состояние. Итак, по установленному порядку к цели.

Какие бывают катушки

Понятно, что качество обслуживания зависит от знания материальной части объекта.

Все рыболовные бобины для сматывания лески подразделяются на несколько различных по конструкции типов:

  1. Безынерционная с открытой, полузакрытой и закрытой шпулей, которая в катушках этого вида остаётся неподвижной при забросах, но вращается при вываживании рыбы. Такое исполнение исключает спутывание лески.
  2. Инерционная проводочная гораздо проще по структуре — имеет тормоз для фиксации барабана и фрикционный принудительного схода лески. И также на неё устанавливается трещотка, не допускающая обратного вращения.
  3. Особенность мультипликаторной катушки заключается в свободной укладке нити на шпулю, результатом чего интенсивность намотки возрастает. Механизм довольно сложный и включает в себя дополнительные функции — управления притормаживанием при забросах и обратным тормозом.

В процессе пользования любой бобиной внутрь механизма может попасть пыль и грязь, посторонние примеси, которые приводят к ухудшению условий работы элементов устройства, зубчики шестерёнок стачиваются и прибор ломается. При всём разнообразии типов катушек и сложности их конструкций общим фактором является необходимость проведения технического обслуживания (ТО). В какие сроки это надо делать — для каждой бобины подход индивидуальный и зависит от интенсивности эксплуатации и отношения пользователя к рыболовной снасти. Внешний вид катушки подскажет, пришло ли время проводить ТО: загустевшая грязная смазка на оси снятой шпули — это определённый сигнал к действию.

Катушки для спиннинга обязательно следует смазать и в случаях случайного падения снасти в воду или на песок. Если рыбак заядлый, то эксплуатация бобины происходит в интенсивном режиме, и 2 раза в сезон следует осматривать инструмент и, при необходимости, менять смазку. Такая потребность возникает и при посторонних шумах или затруднениях во вращении катушки.

Не стоит дожидаться того момента, когда снасть выйдет из строя — лучше своевременно провести профилактическую разборку и смазку механизма.

Чтобы частично разобрать безынерционную катушку много времени не потребуется, но после её сборки останется уверенность в надёжности рыбацкого инструмента.

Смазки для катушек


Самым оптимальным решением являются специальные смазки, созданные именно для рыболовных катушек. Наиболее популярная из них на сегодняшний день это смазка для рыболовных катушек от EFELE. Смазка продается в удобном дозаторе, что позволяет легко смазать труднодоступные места катушки, а также совсем не имеет запаха (смазки с запахом попадают на леску и отпугивают рыбу). Зимой выдерживает морозы до -50. В общем мы советуем.

В случаях, когда происходит срочный ремонт в полевых условиях, в качестве смазочного вещества для бобины вполне подойдёт машинное масло или солидол, но только как временная мера. При выполнении же профилактики и ТО следует пользоваться специализированными смазками, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Так чем же смазать катушку для спиннинга?

Условно все применяемые рыболовами антиадгезивы можно разделить на 3 группы:

  1. Фирменные от производителей катушек: Shimano, Daiwa и Abu Garcia. Выпускаются в виде спрея густого (красный колпачок) или жидкого (синий). Последний применяют для подшипников, а более вязкий — для всех остальных деталей устройства.
  2. Отечественные марки ЦИАТИМ-221 и 221-F морозостойкие, не портят резиновые уплотнения и пластиковые детали, устойчивы к воде. Ими промазывают подшипники.
  3. Силиконовые смазки для оргтехники СИ-180 и ПМС-200 — бывают различной консистенции от очень густых, до совсем жидких, абсолютно инертны и могут работать в мороз и жару. Для подшипников есть силиконовая смазка для катушки с тефлоновым наполнителем ОКS-1148 — она устойчива к высоким температурам и агрессивным средам. Все эти антиадгезивы водоотталкивающие.

Конечно, лучше применять смазку от изготовителя катушки, которая нуждается в ТО. Но если не получилось по каким-то причинам воспользоваться фирменной, то можно употребить всякую универсальную для бобины (спиннинговое механическое устройство).

Назначение густых: уход за шестернями, шарикоподшипниками, они не вытекают из конструкции, а универсальные смеси получают соединением густых с жидкими, добиваясь требуемой консистенции. Многие рыболовы сочетают различные типы: к примеру, контакты большой и ведомой шестерён покрывают силиконовой смазкой, а втулки и подшипники — фирменными Shimano или Daiwa.

Порядок выполнения смазки

Последовательность операций рассматривается на примере популярной модели Daiwa. Перед тем как смазать, катушку надо разобрать, но сначала изучить руководство по эксплуатации и уходу за изделием.

Инструмент и принадлежности:

  • универсальная отвёртка;
  • гаечный ключ под гайку ротора из комплекта;
  • пинцет;
  • кисточка;
  • смазка жидкая и густая;
  • посуда для мытья деталей;
  • стакан бензина.

После разборки всю мелочь и детали промыть с чисткой кистью, периодически меняя бензин. Подшипники моются с проворачиванием сепаратора.

Бензин огнеопасен, исключить применение открытого огня!

Промыв детали, разложить их на чистом листе и просушить естественной сушкой, не вытирая (исключить попадание ворса). Смазывать катушку можно фирменной смазкой Daiwa или Mitchell (Х3 густая, Х7 жидкая). Смешать первую со второй лучше в соотношении 2:1 (только в рамках одного изготовителя). Не рекомендуется смешивание разнородных смазок. Например, минеральных и синтетических. Все детали, включая примыкающие к ним элементы корпуса, смазывают кисточкой и собирают обратным порядком.

Аккуратные спиннингисты, не допускающие контакта катушки с песком, обходятся частичной разборкой: снимают только ротор и крышку, удаляют отработанную смазку пропитанным бензином тампоном и наносят свежую.

Результатом ТО должен быть мягкий ход катушки, что придаст рыбалке ещё больший комфорт и привлекательность.



Рыбная пещера

Осторожно! Рыбостороннее движение. Сайт о рыбалке

Техническое обслуживание и смазка катушки спиннинга

Срок службы рыболовных снастей зависит не только от интенсивности их использования, но и от своевременности проведения технического обслуживания (ТО).

При подготовке спиннинга к рыболовному сезону, прежде всего, стоит обратить внимание на катушку – именно она несет большую нагрузку и чаще всего нуждается в ТО.

Пришло ли время смазывать катушку, можно определить по внешнему виду: если при снятии шпули видно, что ось покрыта слоем потемневшего (грязного) масла – пора проводить ТО.

Зачем смазывать катушку?

Во время эксплуатации внутрь катушки неизбежно попадает пыль, грязь, а иногда вода и песок. Эти примеси ухудшают работу катушки, а со временем стачивают зубцы шестеренки и катушка приходит в негодность. Проводить ТО нужно регулярно: перед началом сезона, а если ведется интенсивная рыбалка с использованием одной и той же снасти – то и в середине сезона тоже. Это несложное в исполнении правило позволит значительно продлить «жизнь» катушки и улучшить качество ее работы.

Внеплановый разбор и смазку необходимо проводить, если катушка упала в воду или песок. Продолжать эксплуатировать ее без проведения ТО нельзя – это значительно сократит срок службы.

Чем смазывать?

Самый грубый вариант смазки для катушки спиннинга – машинное масло или салидол. Но так как ТО проводится с целью увеличения срока службы, а не случайного разрушения отдельных деталей вследствие попадания запрещенного для них вещества, лучше использовать специальные смазки.

Найти подходящее масло можно в крупном рыболовном магазине. Основной плюс такой смазки в том, что она идеально подходит ко всем деталям катушки (и к металлу, и к пластику) и не вызовет их повреждения.

Универсальные смазки бывают двух видов (иногда они продаются в комплекте, иногда – отдельно):

  • густые для смазки подшипников и шестерней (жидкая стечет);
  • жидкие, отлично работающие на сочетании шток-вал ротора.

Чем большее трение возникает в детали, тем гуще используемая смазка. Однако, использование слишком густых смазок недопустимо – ход катушки станет слишком тугим. Для создания среднего по консистенции масла используют оба купленных тюбика – жидкой смазкой немного разбавляют густую.

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. Активатор клева. Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — DYNAMITE EFFECT!
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, здесь написано о спиннинговых проводках.

Что подготовить?

Непосредственно перед ТО катушки желательно подготовить все необходимое и оборудовать рабочее место. Оптимальные условия: яркий свет и светлое покрытие стола – так даже самые мелкие детали будут заметнее.

Для проведения ТО катушки понадобятся:

  • небольшой лоскут мягкой ткани;
  • отвертки;
  • гаечный ключ;
  • небольшие деревянные палочки (можно использовать зубочистки);
  • бензин (желательно для зажигалок — его запах менее выражен);
  • масло для смазки;
  • маркер;
  • пинцет;
  • тонкая кисточка (для смазки деталей);
  • стеклянная емкость.

Как смазывать?

Процесс смазывания катушки состоит из следующих этапов:

  1. Снять шпулю и отвернуть ручку катушки.
  2. Втулка, оснащенная регулировочными шайбами и подшипником, снимается деревянной палочкой: резиновое колечко-стопор снимают не до конца, приподнимая подшипник, выдавливают шплинт.
  3. Для снятия ротора стопорный болт снимают при помощи отвертки, гайку — гаечным ключом.

  • Отворачивают все болты крышки обгонной муфты (игольчатого подшипника). Детали узла аккуратно снимают и раскладывают по порядку.
  • Весь игольчатый подшипник и вставляемую в него муфту тщательно протирают мягкой тканью. Наличие масла в этой части катушки может спровоцировать нарушение работы стопора обратного хода, особенно во время рыбалки при низких температурах.
  • При помощи отвертки откручивают пыльники и снимают крышку катушки.
  • Основную пару шестерней необходимо пометить маркером – при сборке они должны стать на свои места. За время эксплуатации детали приработались друг к другу, и изменение их положения может плохо сказаться на качестве работы всего механизма.

  • Вынимают основную шестерню и при помощи пинцета снимают стоп-коробку.
  • Снимают каретку: деталь, служащую для нее стопором, вынимают при помощи пинцета, вывинчивают болт, крепящий каретку к оси, и снимают деталь.
  • Снимают освободившуюся ось, вторую шестерню основной пары и «червяка».
  • Все разложенные на столе детали желательно сфотографировать, чтобы после мойки разложить в том же порядке и без проблем собрать катушку.
  • С деталей удаляют старую смазку: кладут их в стеклянную емкость и заливают бензином.
  • Пока детали «отмываются», обматывают деревянную палочку лоскутом ткани и аккуратно чистят корпус катушки.

  • После высыхания очищенных деталей их собирают в обратной последовательности: вставляют «червяка», шестерня основной пары, ось, каретку, устанавливают ее стопор и закрепляют все скобой-стопором.
  • С этого момента начинается процесс смазывания катушки, во время которого необходимо поворачивать шестерню основной пары, чтобы масло распределялось равномерно.
  • Основную шестерню смазывают перед установкой, а, устанавливая, совмещают метки. Здесь важно проследить, чтобы шестерни совместились идеально и не было погрешности даже в один зубец.
  • Корпус катушки закрывают крышкой.
  • Далее необходимо обратить внимание на ролик подшипника лесоукладывателя – он часто засоряется и может требовать смазки чаще, чем сама катушка. Если подшипник закрыт только с одной стороны – его необходимо смазывать по мере необходимости. При глухом закрытии смазка в него заложена производителем и дополнительные манипуляции не требуются.
  • Последний этап ТО катушки спиннинга – осмотр и смазка узла принудительного закрытия дужки, расположенный на роторе внизу ролика лесоукладывателя. При проведении ТО желательно смазать шарниры дужки, даже если проблем с закрытием не возникает.
    • Как правильно выбрать катушку, леску, поводок: все о джиговых снастях;
    • Спиннинг для джига: поможем подобрать снасть правильно;
    • Рейтинг спиннингов и катушек для микроджига здесь.

    После полной сборки катушки нужно проверить плавность хода.

    Ручка поворачивается плавно и беззвучно, но немного туже, чем до ТО? Так и должно быть!

    После нескольких использований смазка разработается и распределится по деталям, ход катушки станет легким.

    Уважаемые читатели, к вашему вниманию, популярное видео: «Профилактика рыболовной катушки. Чистка и смазка».

    Как поймать много рыбы?

    Рыбалка доставляет удовольствие своим процессом – об этом знает каждый из нас. Но ведь, помимо этого, нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

    Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке. Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

    Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька? Конечно знакомо. Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

    Такая прикормка есть и это не миф – Фишхангри. Да, да, именно она. Многие ее знают, многие любят, но лишь единицы умеют пользоваться, вот почему так много гневных отзывов о ней в интернете. Кто-то просто не умеет читать инструкцию.

    Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

    Скорее заказывайте Фишхангри!

    Источники:
    http://www.prospinning.ru/katushki/91-kak-prodlit-srok-sluzhby-katushki-dlya-spinninga-remontsmazka.html
    http://intellifishing.ru/snasti/smazka-katushek-spinninga
    http://fion.ru/note/1523.html
    http://orybalke.com/snasti/katushka/chem-smazat-spinninga.html
    http://fishcave.ru/spinning/snasti-i-osnastka/katushka/teh-obslyzhivanie-i-smazka.html
    http://slyfisher.ru/klass-spinninga.html

    Ссылка на основную публикацию